Эксперт назвала тренды жилой недвижимости-2018
УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Одной из главных тенденций рынка становится усиление конкуренции. При этом, конкуренция будет проходить на двух уровнях: между "старыми" и новыми компаниями, а также между проектами.
ВЫХОД НОВЫХ КОМПАНИЙ
Вопреки ожиданиям, на рынок выходят новые игроки. Некоторые из них параллельно с брендами своих ЖК, развивают и собственный бренд (например, Edelburg Development). Впрочем, есть и те, кто особо не афиширует бренд застройщика, но планомерно строит по несколько жилых комплексов (например KyivBudDevelopment, "Друзья Девелопмент"). Есть также компании, которые пока только готовятся к выходу на рынок сразу с несколькими крупными проектами (например, ENSO).
На уровне компаний борьба за клиента развернется между игроками с уже сложившейся репутацией и компаниями-новичками, которые пытаются конкурировать не ценой, а интересной архитектурой, инфраструктурой, новыми технологиями и тому подобное.
ЧЕМ КОНКУРИРОВАТЬ?
Усиление конкуренции заставляет застройщиков искать и предлагать покупателям новые преимущества своих проектов. Во-первых, это комплексная застройка (здесь важны инфраструктура, общественное пространство, благоустройство). Создаются европейские кварталы, за пределы которых можно и не выезжать.
Во-вторых - разнообразные сервисы и услуги. В первую очередь - это консьерж-сервис. Расширяется перечень услуг - от бронирования билетов, столиков в ресторане или химчистки к уходу за домашними животными и организации ремонта автомобиля. Более того, эти услуги постепенно распространяются из премиальных на бюджетные сегменты, в частности, жилье комфорт-класса.
Застройщики все больше внимания обращают на новые технологии - от 3D-туров по комплексу и виртуальной реальности в отделе продаж до "умного дома" и "разумного ЖЭКа" в самом комплексе, а также внедряют неценовые программы лояльности.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложение новостроек постепенно смещается в сторону комфорт-класса. Среди жилых комплексов, сдача которых запланирована на ближайшие три года, объекты комфорт-класса составляют почти 39% (80 объектов).
Доля предложения ЖК эконом-класса упала до уровня доли бизнес-класса. Подчеркнем, что речь идет о количестве жилых комплексов, а не домов, квартир или квадратных метров (эти показатели в " экономе" и " бизнесе" будут существенно отличаться).
Сегодня в Киеве строится 55 ЖК класса " эконом" и столько же - бизнес-класса. Их доля в общей структуре предложения составляет по 27%. Доля класса " элит" наименьшая - 7% (15 жилых комплексов).
Перераспределение предложения касается также планировок квартир. Рынок насытился так называемыми " смарт-квартирами", уже наблюдается дефицит двухкомнатных и в этом году рынок на него отреагирует.
ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ
Два года стабильности исчерпали ценовой запас прочности большинства объектов эконом- и комфорт-класса. За это время курс доллара вырос всего на 13%, однако себестоимость строительных работ - на 42%. Поэтому цены будут расти пропорционально этим показателям. Рост будет больше там, где цена квадратного метра близка к себестоимости строительства (сегодня это 14340 грн./кв.м). Если цена выше, изменения будут незначительны.